пятница, 15 марта 2019 г.

Научить учиться!



Если ребёнку удастся добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер




Для ребёнка младшего школьного возраста очень важным является отношение к нему взрослых. Во многом мнение родителей, учителей определяет самооценку ребёнка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на уровень тревожности. Поэтому ребёнку так важна ваша поддержка, интерес и внимание к его делам и проблемам. Как помочь ребёнку учиться? Разберёмся в этой статье.
Для родителей важен результат – научился чему-то, выучил что-то и замечательно, работа сделана. А часто ли мы задумываемся над тем, почему обучение не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помним ли мы в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жёсткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребёнка? Мы ежедневно спрашиваем его, что он сегодня получил. Хвалим его и одобряем именно за хорошие отметки и совершенно не интересуемся тем, что ребёнок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно. О радости познания никто не вспоминает.
Мы, взрослые, должны учитывать индивидуальность ребёнка, его особенности и возможности, знать свойственный ему темп работы, наблюдать за его ростом и развитием. Подумайте: может быть, нужно в чём – то пересмотреть отношение к его учебным занятиям, к организации его домашней работы, характер и содержание своей оценки его учебных успехов?
Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и в большей мере родителей. Мы, учителя, объясняем детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Ещё Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать своё дитя. Их задача – научить правильно учиться. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:
  • Организация режима дня;
  • Контроль за выполнением домашних заданий;
  • Приучение детей к самостоятельности.
1. Благодаря организации режима дня учащиеся легче справляются с учебной нагрузкой, не переутомляются. В режим дня необходимо включить обязательное ежедневное прочтение книг в одно и то же время. Хорошо читающий ученик легче справляется с нагрузкой, грамотнее пишет, лучше ориентируется во всех учебных предметах. После прочтения книг хорошо, чтобы ребенок смог пересказать, а взрослый поправить речевые ошибки.
Очень важен для ребенка спокойный сон. Недопустимо, чтобы ребенок ложился поздно. В школу он должен прийти отдохнувшим, бодрым, готовым к познанию всего нового и интересного.
2. Контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Вредно как попустительское отношение, так и чрезмерная опека. Родители, которые не контролируют своих детей, объясняя это нехваткой времени, получат в результате неуспевающего ребенка. Такие дети не усваивают материал, работы выполняют небрежно, пробелы накапливаются и приводит это всё к снижению интереса к учению, он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. Но вместе с тем делать это ненавязчиво, не за него, объяснить, разобраться в проблеме. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
  • Какая бы погода ни была;
  • Какие бы ни шли телепередачи;
  • Чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учёбе как к важному и серьёзному делу. Во время приготовления уроков ребёнка ничто не должно отвлекать. Поэтому всё должно лежать на столе. Линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник – справа. На выполнение задания вы должны отвести ему определённое время (поставить рядом часы). Можно и рядом с ним посидеть и подбадривать. А самое главное наблюдать, чтобы ребёнок не отвлекался. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребёнка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Человек должен делать всё красиво, решительно всё. Помогите же своему ребёнку в этом добрым словом и своим присутствием. Поменяйте свое отношение к выполнению домашнего задания. Сделайте это своеобразным ритуалом, традицией, должным, от которого не надо нервничать, ругаться, как например, от мытья посуды, тогда такое же отношение сложится и у ребенка. В конце концов, главное, радуйтесь, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
3. Третье направление – приучение детей к самостоятельности. Чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять задания, и, как результат, самостоятельно жил и развивался, необходимо помочь ему в этом. Приучать  ребёнка к самостоятельности необходимо постепенно. Даже если он выполняет всё сам, ему важно ваше участие, заинтересованность, поддержка.
Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
  Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились, обходились без помощи взрослых и радовали успехами, и это возможно, если помочь своему ребенку учиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий